Многие критики, да и просто зрители, поклонники считают, что с ее уходом закончилась эра сказочно прекрасных голливудских кинодив

Она была не просто замечательной актрисой, но удивительно цельной и сильной личностью. Многие и многие поколения будут пересматривать ее фильмы и цитировать ее знаменитые высказывания.

Тейлор нельзя было поставить в тупик, загнать в угол. Лиз всегда оборонялась с достоинством и силой хищной кошки.

Ее называют несерьезной, а она в ответ: «Я спала только с теми, за кем была замужем. Много ли женщин могут похвастаться тем же?» И тут же вдогонку, чтобы о ней не думали слишком уж хорошо, благостно: «Со временем начинаешь сожалеть обо всех совершенных тобою грехах. И еще о нескольких, которых ты не совершила». Обилие драгоценностей, слишком назойливый макияж — на других это смотрелось бы пошло и безвкусно. Для нее это было частью стиля. Большого царственного стиля Клеопатры XX века. И немножко — XXI...

Милый ребенок,

неотразимая женщина

В кино Лиз снималась с 9 лет. Мать, сама бывшая актриса, очень радовалась этому. А вот отец, искусствовед, но отнюдь не салонный, был человеком с непростым характером.

Он пресек актерскую карьеру жены и успехам дочери также не радовался (стоит отметить, что Тейлор всю жизнь особенно любила сильных, жестких мужчин, чем-то похожих на папу).

За роль в фильме «Лесси возвращается домой» (1943, фото вверху) Тейлор получила сто долларов. Справа от нее — Родди Макдауэлл, сыгравший главного героя, школьника Джо.

Двадцать лет спустя актриса пересечется с ним в знаменитой «Клеопатре», где он сыграл Августа Октавиана и даже был номинирован на «Оскар».

Лиз такой номинации за свою роль не удостоилась и утешилась всего лишь гонораром в миллион долларов (до нее таких денег актрисы не зарабатывали)...

Интересно, что по поводу детских ролей Лиз критики говорили, будто у девочки слишком взрослые, женские глаза. Наверно, именно поэтому переход в большое взрослое кино был у нее, в отличие от многих других актрис, простым и безболезненным.

И пусть никого не обманывает кажущаяся легкомысленность нижнего снимка. Это одна из лучших драматических ролей Тейлор в фильме «Внезапно, прошлым летом» (1959) по пьесе великого драматурга Теннесси Уильямса.

Она в любви

и материнстве

Один из самых известных афоризмов Тейлор: «Родители внушили мне уважение к браку, поэто-му я всякий раз выходила замуж. А теперь меня называют блудницей». Действитель-но, ее многочисленные браки часто становились темой для шуток. И среди них был, пожалуй, лишь один, который мог бы длиться всю жизнь.

Союз Тейлор с преуспевающим продюсером Майклом Тоддом был крепким и гармоничным. Он очень любил ее и в то же время был достаточно жестким, волевым человеком.

Она же родила ему дочь, тоже Лиз (1957, на фото). Увы, через год Тодд погиб в авиакатастрофе. Причем аварию потерпел его личный самолет, назван-ный в честь жены «Счастливая Лиз».

После этого Тейлор пережила тяжелую депрессию, сопровождавшуюся мыслями о самоубийстве. И к жизни ее вернул только следующий брак.

И сказка, и трагедия

Клеопатра, безусловно, самая богатая и пышная роль Элизабет Тейлор (1963). Но вершиной ее драматической карьеры считается роль Марты из знаменитого, осыпанного «Оскарами» фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1966). Советские зрители любили актрису, несмотря на холодное отношение властей (она всегда выступала в поддержку Израиля, активно защищала геев). И на пике политики разрядки Лиз была приглашена в советско- американский проект «Синяя птица» (1976).

Дважды муж, любимый и неповторимый

По поводу мужчин и семейной жизнь Тейлор всегда говорила особенно красиво и убедительно. Например: «Женщины в своем большинстве считают мужчин негодяями и мерзавцами, но пока не нашли им подходящей замены».

И еще: «Вкус формируется постепенно. Лет двадцать назад мне случалось выходить замуж за мужчин, которых нынче я бы не пригласила к себе на обед». Из всех своих мужей Тейлор всегда выделяла двоих - Майкла Тодда и Ричарда Бартона.

Но если Тодд стал для нее символом спокойного семейного счастья, то отношения с Бартоном были мучительными, нервными, самосжигающими (алкоголь, измены, ревность, причем Бартон любил приударить не только за женским полом).

Но все равно - такими сладкими. У них не было общих детей, и они усыновили девочку из Германии Марию. Но и это не спасло их союз. Однако вскоре после разлуки они снова попытались восстановить брак.

Но и это закончилось только вторым разводом... Он умер раньше нее на 27 лет, однако об их сумасшедшей любви помнили все. В одном из последних интервью ее спросили: «Если бы Бартон был жив, были бы вы снова женаты?» Она ответила: «Неизбежно! Но это не тема для обсуждения».