Елизавета Великая

ОНА БЫЛА ПОСЛЕДНЕЙ КИНОБОГИНЕЙ «ЗОЛОТОГО ВЕКА» ГОЛЛИВУДА. У АКТЕРОВ СЛЕДУЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ УЖЕ НЕ БЫЛО ТАКОЙ ГРОМКОЙ СЛАВЫ И НАСЫЩЕННОЙ ЖИЗНИ. ИХ УСПЕХ НЕ ДЛИЛСЯ ТАК ДОЛГО.

ИХ РОМАНЫ И РАЗВОДЫ НЕ ПРИВЛЕКАЛИ К СЕБЕ СТОЛЬКО ВНИМАНИЯ. ДА И ТАКИХ ФАНТАСТИЧЕСКИХ КРАСАВИЦ, КАК ЭЛИЗАБЕТ ТЕЙЛОР, БОЛЬШЕ НА ЭКРАНЕ НЕ БЫЛО. ОНА БЫЛА ЕДИНСТВЕННОЙ И ОСТАЛАСЬ НЕПОВТОРИМОЙ.

Мать Элизабет Тейлор когда-то сама  начинала карьеру актрисы, но. не добившись особых успехов, предпочла  должна во что бы то ни стало стать актрисой, выйти замуж и посвятить себя семье. Возможно. она в глубине души надеялась, что родившаяся дочь воплотит в жизнь ее несбывшиеся мечты, но быстро запретила себе об этом думать.

Дело в том. что появившаяся на свет 27  февраля 1932 года в Лондоне в семье американцев Сары Виолы Вомбродт и галериста Фрэнсиса Ленна Тейлора девочка была на редкость  непривлекательным младенцем - в отличие от  своего старшего брата - красавца Говарда.  

Однако вскоре малышка Элизабет начала  стремительно, как по мановению волшебной палочки, хорошеть  и превратилась в прекрасное создание: ангельское личико, сияющая улыбка, густыe черные локоны, а главное - удивительные глаза необычного цвета - сочетание сиреневого с голубым, будто светлые фиалки.   Все окружающие восхищались «живой фарфоровой куколкой». Теперь Сара решила, что ее дочь должна во что бы то ни стало стать актрисой. С началом  Второй мировой войны семья вернулась    в США. Сара узнала адреса всех успешных агентов, параллельно обучая Элизабет красиво двигаться и изящно делать книксен. Мать девочки считала, что для юной актрисы важно очаровать режиссера.

Изо дня в день Сара водила Элизабет на просмотры и пробы. Но ей удалось пристроить дочку всего лишь в эпизоды: слишком велика была конкуренция среди детей-актеров, а Элизабет к тому же не умела ни петь, ни танцевать. Самой значительной была ее роль в картине «Лэсси возвращается домой», да и там критики отметили скорее талант собаки, нежели красоту девочки. Но в конце концов Элизабет повезло: однажды продюсер фильма «Национальный вельвет» - истории о девочке-жокее. победившей в состязании, - увидел, как малышка Тейлор держится в седле. Ее пригласили на пробы и доверили роль. Получившаяся довольно успешной картина тут же превратила девочку в звезду.

Кинокомпания Metro-Goldwyn-Mayer подписала с ней договор. В двенадцатилетнем возрасте Элизабет уже была основной кормилицей семьи. Правда, бесконечные съемки в кино и в рекламе мешали ей как следует учиться.

ОНА МЕЧТАЛА О СКАЗОЧНЫХ ПРИНЦАХ И СТРАСТЯХ, НО НЕ ИМЕЛА ОПЫТА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ

Но мать считала, что успехи в школе не так важны, как успехи на экране. К тому же Элизабет - красавица и наверняка удачно выйдет замуж. Главное - чтобы она сохранила основное сокровище, которое так ценили уважающие себя женихи: девственность. И Сара оберегала дочь, как Цербер, но с каждым годом это становилось все сложнее.

Элизабет рано расцвела. В пятнадцать лет она уже выглядела соблазнительной женщиной. Туго затягивала талию и носила блузки с большим вырезом, оставлявшим открытым одно плечо. Ее улыбка была невинной, а взгляд казался взрослым и порочным. И она становилась все красивее: собственно говоря, у Metro-Goldwyn-Mayer в то время не было более красивой актрисы, чем юная Элизабет Тейлор.

«Самое прекрасное создание из тех. что я когда-либо видел за свою жизнь». - сказал писатель Джером Сэлинджер, увидев ее в 1947 году. Однако в душе Элизабет оставалась совершеннейшим ребенком. Она мечтала о сказочных принцах и фантастических страстях, но не имела реального опыта взаимоотношений с противоположным полом.

Первого кавалера ей нашла киностудия: для них это было в порядке вещей - привлекать общественное внимание к актрисе, подобрав ей подходящую пару. Подходящим для Элизабет Тейлор сочли Гленнa Дэвиса: красавца, выпускника Вест-Пойнта, лучшего игрока Всеамериканской футбольной лиги.

Увидев Элизабет он был потрясен ее красотой и, конечно же, влюбился. А Тейлор с радостью ответила на его чувство, ведь она так давно ждала встречи с суженым. «Когда я увидела это открытое, чудесное лицо, то подумала: «Вот он. тот самый парень. - говорила она тогда журналистам. -У меня, можно сказать, камень с души свалился. Моим сомнениям настал конец».

Но вскоре Тейлор поняла, что поспешила. Когда Гленна отправили воевать в Корею, она прощалась с ним как невеста, обещала ждать и, как только он вернется, выйти за него замуж. Обещание не сдержала. В отсутствие жениха закрутила роман с Уильямом Поли, сыном миллионера. который очаровал ее галантным обращением и дорогими подарками.

Вернувшийся Гленн был безутешен. Честолюбивая СараТейлор поддерживала дочь в решении выйти замуж за более богатого кавалера. Однако Уильям Поли требовал, чтобы Элизабет оставила актерскую карьеру, стала просто женой и матерью его детей. Тейлор была не против: она хотела спокойной обеспеченной жизни, и ей нравились малыши. Но мать стояла на страже карьерных интересов дочери. Если бы Элизабет ушла из кино тогда, когда этого пожелал Уильям Поли, она не создала бы таких блистательных юношеских ролей, как Анджела Викерс в картине «Место под солнцем» и Кэтрин Бэнкс в «Отце невесты».

Когда же на горизонте появился еще более богатый жених - Конрад Хилтон, наследник одного из влиятельнейших семейств Америки - Сара сделала все, чтобы переключить на него внимание Элизабет. К тому же у Хилтона был еще один плюс: превращение Элизабет в домохозяйку в его планы не входило.

Зато Конрад Хилтон, которого близкие называли «Ники», был католиком и жениться собирался только на девственнице и католичке.С девственностью у Элизабет было все в порядке. а переход в католичество пришлось по-быстрому организовать. Отец Тейлор был против, но в семье его давно не слушали. Сара считала, что смена вероисповедания - не такая уж большая жертва ради такого счастья, как брак с мультимиллионером.

Тейлор обвенчалась с Конрадом Хилтоном 6 мая 1950 года. «У меня нет ни малейшего сомнения в том. что Ник - тот единственный, с кем я готова провести всю свою жизнь». - заявила Элизабет.

Церемония бракосочетания была умопомрачительно роскош-ной. Свадебное путешествие супруги должны были провести в великолепных каютах лайнера «Куин Мери», совершающего кругосветное путешествие. Но медовый месяц у супругов Хилтон не задался. Элизабет открыла для себя радости секса, она была ласковой и нежной, все время льнула к Ники, хотела проводить с ним все время.

А Ники не нравилось, что все узнают Элизабет и разглядывают ее, его раздражало, что она неотступно следует за ним, куда бы он ни направился, и у него не остается времени побыть в одиночестве.

В свои двадцать три года Ники совершенно не был готов к супружеской жизни. А Элизабет в свои восемнадцать не понимала, что хочет муж и как ей следует вести себя с ним. Обижалась, плакала, жаловалась на него всем, кто соглашался ее выслушать, что окончательно выводило из себя Ники. Еще на корабле между ними произошло несколько грандиозных скандалов.

Бетти Салливан была одной из подружек невесты на свадьбе Элизабет Тейлор и Конрада Хилтона. Она встречала их в Европе и была неприятно поражена тем, как Ники обращается со своей красавицей женой: «Однажды я увидела, как Лиз, заметив его. пробежала через весь вестибюль и бросилась к нему на шею. Он просто отмахнулся от нее. как от назойливой мухи». В США молодые супруги вернулись уже практически врагами. Элизабет панически боялась признаться матери в том. что ее брак не удатся. Она знала, что Сара во всем обвинит ее. Так и случилось. Она запретила Элизабет даже думать о разводе. Когда Тейлор все же ушла от мужа, она поселилась у подруги.

Марджори Диллон, и побоялась сообщать родителям о случившемся. О разводе они узнали из газет. Ники и Элизабет не прожили в браке и года. После развода с Хилтоном Тейлор слегла с нервным срывом.

Тогда она впервые заняла отдельную палату в больнице Cedar-Sinai. И с тех пор эта клиника не раз становилась ее убежищем. Из всех друзей лучше всего поддержать и утешить ее смог молодой режиссер Стенли Донен. Элизабет, привыкшая к постоянному контролю со стороны матери, нуждалась в ком-то. на кого можно было бы опереться. Стенли взялся ее опекать - и Тейлор решила, что любит его.

В Америке тех лет антисемитизм был серьезной проблемой, и Сара относилась к евреям с опасением, считая, что все они скрытые коммунисты. Она пыталась заставить дочь разорвать отношения со Стенли, но тут Элизабет впервые проявила характер: она не просто отказалась от дальнейших встреч с родителями, но еще и потребовала от Metro-Goldwyn-Mayer назначить ей других опекунов на время съемок. Несовершеннолетняя актриса не могла появляться на съемочной площадке без опекуна, однако родную мать в этой роли Элизабет больше видеть не желала.

Она бы вышла за него замуж, но ей не было 21 года, и. по закону, до наступления совершеннолетия она не имела права вступить в брак без согласия родителей. А Сара никогда не позволила бы ей выйти замуж за человека небогатого, к тому же еврея.

Роман с Доненом вскоре изжил себя. В поисках своего избранника Элизабет встречалась то с одним богатым наследником, то с другим, но новые кавалеры быстро наскучивали. Наблюдая за бурной личной жизнью бывшей супруги. Ники Хилтон съязвил: «Каждому мужчине должна быть предоставлена возможность переспать с Элизабет Тейлор. И. судя по тому, как она меняет любовников, так оно и будет».

В 1952 году Элизабет Тейлор пригласили в Англию, сниматься в масштабной экранизации романа Вальтера Скотта «Айвенго». Она должна была сыграть прекрасную еврейку Ревекку, безнадежно влюбленную в благородного рыцаря Айвенго, который в свою очередь любит подругу детства леди Ровену. Партнером Элизабет на съемочной площадке был самый красивый актер тех времен - ее однофамилец Роберт Тейлор. Но влюбилась она в тридцатидевятилетнего Майкла Уайлдинга, который в «Айвенго» не снимался: они встречались во время обеденного перерыва в столовой.

«КАЖДОМУ МУЖЧИНЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРЕДОСТАВЛЕНА ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕСПАТЬ С ТЕЙЛОР», - СКАЗАЛ КОНРАД ХИЛТОН

Майкл поначалу воспринимал Элизабет как красивого и забавного ребенка. Но она легко доказала ему серьезность своих намерений - заявила, что не представляет себе жизни без него, потребовала, чтобы он подал на развод с супругой и женился на ней, на Элизабет.

Отношения с женой у Майкла были прохладные, но разводиться он не планировал . Уставшая искать «вторую половину» Тейлор все решила за него. Сама купила себе обручальное кольцо с сапфирами и заявила журналистам: «Я наконец-то сделала ему предложение.

Он олицетворяет собой все, что восхищает меня в мужчине». Майкл Уайлдинг же был влюблен в Марлен Дитрих, которая была на одиннадцать лет его старше. Девятнадцатилетняя Элизабет искренне не понимала, как он может предпочитать ей женщину увядающую, да что там - пожилую.

Но препятствия только возбуждали Тейлор. Она направилась в дирекцию Metro-Goldwyn-Mayer и заявила, что любит Уайлдинга, хочет выйти за него замуж, и если студия не предложит ему выгодный контракт, то Элизабет придется покинуть США и жить с мужем в Англии.

Конечно, студия не могла потерять самую ослепительную из своих звезд. Уайлдингу преддожили щедрый контракт, соблазнивший его остаться в Америке. Дальнейшее было делом техники: Элизабет просто объявила во всеуслышание о том, что они с Майклом решили соединить свои судьбы. Будучи истинным джентльменом, к тому же человеком тихим, ненавидящим скандалы, Уайлдинг не осмелился опровергать слова Тейлор. Они поженились в Лондоне 21 февраля 1952 года. Элизабет так радовалась своей победе, что перебрала с шампанским и едва не упала во время церемонии бракосочетания. А до свадебной кареты Майклу пришлось нести ее на руках.

Их первый ребенок, Майкл Говард, названный в честь мужа и брата Элизабет, появился на свет 6 января 1953 года. Тейлор так боялась родовых мук, что врачи предпочли сделать кесарево сечение. 27 февраля 1955 года Элизабет произвела на свет второго сына, Кристофера Эдварда, и опять настояла на операции. После родов ей сразу же проводили косметическую операцию на животе, и молодая актриса в кратчайшие сроки возвращалась к съемкам. Она сыграла в фильмах «Внезапно, прошлым летом» и «Гигант», заменила Вивьен Ли в «Прогулке на слоне». Ее карьера развивалась, гонорары росли, и всем казалось, что Элизабет Тейлор ведет идеальную жизнь: как успешная актриса, как любящая жена и мать.

«НАМ НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ И НЕ О ЧЕМ ГОВОРИТЬ ДРУГ С ДРУГОМ», - ГОВОРИЛА ТЕЙЛОР О СВОЕМ БРАКЕ С МАЙКЛОМ УАЙЛДИНГОМ

Но Элизабет чувствовала неудовлетворенность. С Майклом ей было скучно. С таким трудом добившись его, Элизабет быстро разочаровалась. Добропорядочный англичанин, крайне спокойный и сдержанный, был совершенно не тем мужчиной, с которым она могла бы почувствовать себя счастливой.

«Мы просыпались по утрам без всякой надежды на будущее, - говорила она. - Нам нечего было делать и не о чем говорить друг с другом. Все наше совместное существование было лишено смысла». Элизабет все чаще закатывала истерики, на вечеринках начинала беспричинно плакать. Однажды разрыдалась на пикнике, который устроил продюсер Майк Тодд.

В слезах Тейлор показалась Тодду более красивой, чем на экране. И более доступной. Он принялся за ней ухаживать, причем делал это напористо, грубо, властно. Оказалось, что именно этого Элизабет и не хватало в отношениях с Уайлдингом и другими мужчинами. Результат не заставит себя ждать: она влюбилась и открыто заявила об этом. Элизабет совершенно не смущало то, что рядом с ней находился муж, да и Тодд был обручен и планировал свадьбу.

Зато Майк Тодд к такому повороту оказался не готов. «Если живешь с актрисой, вечно приходится волноваться из-за ее волос, чтобы их ненароком не спутать, - сказал он. - А когда у нее начинает обвисать грудь, она тут же свихнется и помчится к психиатрам. На актрисе я никогда не женюсь». Майк был настолько поражен таким самопожертвованием со стороны, между прочим, уже очень популярной и перспективной актрисы, что тут же сделал Тейлор предложение, а заодно решил изменить своим принципам и не портить будущей супруге карьеру. Идея жениться на кинозвезде показалась ему не такой уж дурной.
Майк помирил Элизабет с ее матерью. Правда. сама Сара Тейлор была этому не слишком рада: Тодд был евреем. Узнав об антисемитизме тещи, он получал огромное удовольствие, провоцируя и раздражая ее.

По законам Калифорнии развода с Уайлдингом надо было ждать год. Ждать Тейлор не могла: была беременна. Само собой пришло решение оформить развод и новый брак в Мексике. Уайлдинг безропотно сел в самолет с женой и ее любовником. 30 января 1957 года Тейлор стала разведенной женщиной, чтобы через трое суток снова оказаться женой уже другого мужчины.

Следующие шесть месяцев их совместной жизни стали сплошным блаженством: Майк оставил все дела, чтобы постоянно находиться рядом с Элизабет. она тоже не снималась и спокойно ждала родов. Они начались б августа и проходили настолько тяжело, что врачам пришлось снова сделать кесарево сечение. Новорожденная девочка не дышала целых четырнадцать минут. У Элизабет никак не могли остановить кровотечение.

И, пока она находилась под наркозом, врач сообщил Майку, что следующая беременность ее убьет. И предложил стерилизацию. Майк согласился. Когда Элизабет пришла в себя и узнала, что детей у нее больше не будет, она сказала: «Это самый страшный удар за всю мою жизнь. Хуже смерти». Но Майк был так заботлив и ласков, что Элизабет простила ему это жестокое решение. Все-таки она любила Тодда так, как не любила ни одного мужчину прежде. К тому же у нее уже есть сыновья Кристофер и Майкл, а теперь еще и малышка Лиз.

Нельзя сказать, что брак Тейлор и Тодда был спокойным. Счастливым и гармоничным - бесспорно. Они идеально подходили друг другу. Получали наслаждение даже от ссор. «Это такой всплеск эмоций, иной раз даже сильнее, чем во время занятий любовью», - говорила Элизабет. «Жаль, что не все супружеские пары умеют так роскошно ссориться, как мы, - вторил ей Майк. - Сначала вы вздорите, затем миритесь и еще сильнее любите друг друга».

Майк очень любил казино, быват в них частенько и просаживат приличные суммы, но за каждую ночь, проведенную в игорном заведении, он что-нибудь дарил Элизабет: то шубку, то браслет, то брошку. Баловал ее, как ребенка.
И с неменьшим удовольствием баловат ее детей. Майк ввел Элизабет в круг своих друзей, ближайшими из которых была супружеская пара: певец Эдди Фишер и актриса Дебби Рейнольдс. Они тоже были очень счастливы в браке, и хотя скромная, домашняя Дебби казалась прямой противоположностью яркой, страстной, любящей развлечения Элизабет, все же женщины подружились.

Тейлор в очередной раз хотела оставить кинематограф, но теперь уж Майк был против. Он хотел, чтобы «его девочка» блистала на экране. И Элизабет согласилась на роль в фильме «Кошка на раскаленной крыше», где ее героине предстояло дефилировать в кружевной комбинации, соблазняя мужа-гомосексуалиста. В этой роли Элизабет была фантастически прекрасна.

«Я привык делать ставки и готов поспорить, что наш союз будет длиться вечно». - заявил Майк Тодд во время празднования годовщины свадьбы. А Эдди Фишеру в тот же вечер он сказал: «Мне кажется, это лучшие годы в моей жизни. Я так счастлив, что это меня даже пугает. Кому как не мне. заядлому игроку, знать закон среднего арифметического. И мне стано­вится не по себе при мысли, что я обязательно должен что-то потерять, чтобы компенсировать это чертово везение». Майк не мог предполо­жить. что это везение будет стоить ему жизни.

22 марта 1958 года Тодд вылетел на частном самолете в Нью-Йорк, где должен был присутствовать на торжестве, которое в его честь давал «Фриарс Клуб». Элизабет собиралась лететь с ним. но сильно простудилась, и Майк велел ей лежать в постели. Он позвонил из аэропорта, обещал выйти на связь из Оклахомы, где самолет должен был сесть на дозаправку. Но в горах Нью-Мексико воздушное судно угодила в грозовой фронт и рухнуло. Не выжил никто. Элизабет вернули только оплавленный золотой перстень мужа, по которому, собственно, и опознали останки Майка Тодда.

Узнав о его гибели, Элизабет начала неистово кричать, пока не сорвала голос. Врачи накачали ее антидепрессантами, но стоило ей хоть немного прийти в себя - и она снова принималась кричать и плакать. Похороны стали настоящим кошмаром. Элизабет, распухшая от слез, охрипшая от криков, сама на себя не похожая, теряла сознание и бросалась на гроб. А между тем кладбище заполнили зеваки, явившиеся посмотреть, как знаменитая актриса хоронит мужа. Когда вдова села в машину, многие из них имели наглость протянуть ей листки для автографов.

Чаще всего «жилеткой для слез» оказывался Эдди Фишер. Он утешал Элизабет в то время, как его жена Дебби возилась с детьми. Эдди - такой мягкий, деликатный. понимающий - нравился Элизабет все сильнее. Благодаря его заботам она смогла вернуть­ся к съемкам, и те. кто видел ее. отмечали, что игра ее стала более глубокой, серьезной и страстной. «Кошка на раскаленной крыше» могла остаться незавершенной, если бы Элизабет Тейлор погрузилась в свое горе, но эта картина стала одной из лучших в ее актерской карьере.
В конце концов Элизабет решила, что правильным будет связать с Эдди Фишером свою жизнь. Разумеется, навсегда. Она вообще каждый раз считала, что выходит замуж навсегда. Эдди же был настолько влюблен в Элизабет, что не думал, какую боль причиняет жене и детям.

Для него в мире не существовало больше ничего важнее любви Тейлор. «Ее глаза, я не забуду, как они прожигали меня до самого сердца. - вспоминал он позже. - Я всем своим существом ощущал ее потребность во мне». Для того чтобы выйти замуж за Фишера, Элизабет решила принять иудаизм. Вообще-то можно было без этого обойтись, но Элизабет хотела стать ближе и к Эдди, и к покойному мужу Майку Тодду. Свадьба состоялась 12 мая 1959 года. «Не побоюсь заявить, что судьба благосклонна ко мне. - говорила актриса. - Я дважды в жизни изведала настоящую любовь. Некоторым не дано это испытать даже однажды».

Единственное, о чем переживала Элизабет. - это о невозможности родить от Эдди ребенка. И тогда она решила усыновить сиротку. Актриса Мария Шелл помогла найти в Германии девятимесячную тяжелобольную девочку из бедной семьи, которой требовалось множество сложных операций. Малышка практически жила в больницах, родители не могли о ней заботиться и легко отказались от нее, узнав. что девочку удочерят богатые американцы.

Элизабет собиралась как можно дольше скрывать от девочки, что она неродная, и даже сменила ей имя. назвав ее Марией - в честь Шелл. Элизабет так понравилось быть матерью-благодетельницей, что она захотела усыновить еще какого-нибудь мальчика, но тут уже Эдди мягко воспротивился. И с четырьмя детьми было достаточно хлопот, поскольку Тейлор не слишком серьезно относилась к своим материнским обязанностям, перекладывая всю ответственность на нянек и учителей. Один из друзей Элизабет сказал: «Она обожает младенцев, щенков и котят, но не всегда отличает их друг от друга. Они для нее как игрушки». Это было грустной правдой.

В 1960 году Элизабет Тейлор получила своего первого «Оскара» за роль в фильме «Баттерфилд. 8». А год спустя ей предложили сыграть главную роль в фильме «Клеопатра» и самый крупный на тот момент в истории кино гонорар - миллион долларов.

Возлюбленного Клеопатры, римского воина Антония, должен был играть Ричард Бартон. Валлиец по происхождению, он был тринадцатым ребенком в семье шахтера, познал нищету. В кино играл решительных, мужественных и несгибаемых вояк. Считался совершенно неотразимым для женщин и крутил романы со всеми партнершами по съемкам. Его супруга Сибил к связям мужа относилась снисходительно, считая это причудой творческого человека. Ведь он всегда возвращался к ней.

Поначалу Тейлор Бартону не понравилась: просто потому, что она была расхваленной и избалованной знаменитостью. Он твердил, что Элизабет бездарна и все, что у нее есть - это красивые глаза и роскошный бюст. Но вскоре его мнение радикально изменилось. Работа над «Клеопатрой» продвигалась медленно и трудно: сменили чуть ли не весь состав съемочной группы - режиссера, сценаристов, оператора, не тронули только исполнителей главных ролей. Сцены то дописывали, то вычеркивали. то и дело придумывали и строили новые декорации, которые потом простаивали.

И Бартон рассказывал: «Говорят, что эта картина обойдется им в двадцать миллионов, но они заработают на ней еще больше. Ведь Лиз просто чудо. Там есть один кадр, где она обнаженная. Уже одно это должно стоить двадцать миллионов. Признаться, Лиз меня очаровала. Я сам до конца не понимаю, что в ней такого, чем она привлекает. В жизни это просто милая, славная девушка. Но на экране от нее глаз не оторвать. И она пронзает вас взглядом насквозь, так. что в жилах закипает кровь».

От взгляда фиалковых глаз Тейлор кровь закипала и у Бартона. Он бросил все силы, чтобы соблазнить партнершу. Но не стоило так стараться: для Элизабет не было более привлекательного мужского типажа, чем грубый, брутальный, к которому принадлежал Бартон. Ей казалось, что он похож на Майка Тодда.
И она просто не могла сопротивляться нахлынувшим чувствам. Эдди Фишер находился в Нью-Йорке. Сибил Бартон - в Лондоне, а Элизабет и Ричард в Риме наслаждались своей любовью, даже не пытаясь прятаться от папарацци.

Фотография их страстного поцелуя на пляже обошла все мировые издания. Новости о романе двух звезд были на первых полосах газет, обойдя такие темы, как ядерные испытания и берлинский кризис. Даже Ватикан выразил протест против подобного беспутства, но это только подлило масла в огонь всеобщего любопытства.

Разумеется, «Клеопатра» прошла по всему миру с феноменальным успехом. Женщины научились густо подводить глаза в стиле египетской царицы, стрижка - каре стала самой модной, и многие перекрасились в брюнеток. Никогда еще слава Элизабет Тейлор не была такой громкой. А она даже не могла насладиться этим, потому что тогда ее интересовало только одно: их роман с Ричардом, необходимость быть вместе. И. как повелось, скорее пожениться. Эдди Фишер был просто убит, когда Элизабет потребовала развод. К тому же ему предстояло распрощаться с детьми, к которым он привязался. И дать разрешение на то, чтобы Бартон усыновил крошку Марию, иначе по закону ее пришлось бы возвратить в Германию, к родителям.

Элизабет не замечала страданий бывшего мужа. Она уже сочинила для себя сказку, которой с удовольствием делилась с журналистами, будто бы вышла за Эдди потому, что так завещал ей Майк Тодд. То. что Эдди на момент гибели Майка состоял в счастливом браке, Элизабет как-то запамятовала. Она вообще легко забывала неудобные подробности. Разу­меется. еще меньше, чем переживания Эдди, ее волновали чувства Сибил. Элизабет была уверена, что они с Ричардом созданы друг для друга и для совместного счастья и что никто не вправе им препятствовать в этом.

Тейлор и Бартон поженились 15 марта 1964 года. На Элизабет было сиренево - голубое, под цвет глаз, платье. Голову венчал шиньон - произведение искусства итальянских парикмахеров, и в каждый локон были вплетены голубые гиацинты.

Она надела колье и серьги, подаренные Бартоном. Ричард не мог на нее налюбоваться и постоянно повторял: «Я женат на первой красавице мира». Ричард и Элизабет вместе снялись в картинах «Укрощенные персоны», «Кто боится Вирджинии Вульф?», причем за последний фильм Элизабет получила своего второго «Оскара».

Но все же их супружество было далеко не таким восхитительным, как думали миллионы поклонников, любовавшихся на знаменитую пару на экране и читавших в журналах о роскошных подарках, которые они преподносили друг другу: он ей - знаменитую жемчужину «Перегрина» и гигантский бриллиант «Картье-Бартон»» она ему - пейзаж Моне за 120 тысяч долларов и породистую скаковую лошадь. Поклонники не знали, что Ричард регулярно изменял Элизабет. А еще очень много пил. И она тоже в браке с ним увлеклась алкоголем. Их ссоры, поначалу - страстные и завершавшиеся в постели, постепенно становились все более грубыми и сопровождались рукоприкладством.

Потом Ричард просил прощения и дарил Элизабет очередную драгоценность. Но взаимные обиды накапливались. Причем измены мужа уязвляли Элизабет куда сильнее, чем рукоприкладство: в конце концов, она могла дать ему сдачи и не раз наставляла синяки. А вот по части измен - какой бы страстной ни была Элизабет, но, пока она любила одного мужчину, она просто не могла лечь в постель с другим.

Пришел момент, когда чаша терпения переполнилась и Элизабет заявила, что им с Ричардом следует пожить раздельно. Она ожидала, что Ричард испугается, но он воспринял разлуку почти с воодушевлением. Никто из знакомых не верил, что дойдет до развода, но 26 июня 1974 года Тейлор и Бартон официально перестали быть мужем и женой.

Разрыв с Ричардом Элизабет переживала очень сильно. С трудом смогла закончить съемки в картине «Место водителя», а после отказывалась от любых ролей. В сопровождении свиты поклонников и прихлебателей она ходила по ресторанам и барам, напивалась, а следом принималась рыдать и требовать, чтобы кто-нибудь позвонил Ричарду и позвал его на помощь.

«Он не станет разговаривать, если я ему позвоню. а вам не откажет!» - сквозь слезы кричала актриса. Это повторялось снова и снова. Как-то раз, глядя, как друзья ведут из ресторана к машине Элизабет Тейлор - пьяную, с трудом держащуюся на ногах, отчаянно рыдающую. - Энди Уорхол сказал: «Господи, у нее же есть все: очарование, деньги, красота, ум. Ну почему же тогда она так несчастна?» Тем удивительнее для всех окружающих показалось, когда Бартон и Тейлор снова решили жить вместе. «Мы увязли друг в друге, как цыплячьи перышки в смоле». - писала Элизабет Ричарду. «Без тебя я был подобен призраку», - отвечал ей он. Тейлор хотела, чтобы Ричард непременно женился на ней. Бартон согласился, хотя сам не считал нужным вновь узаконивать отношения: «То, о чем ты просишь. - обычная бумажка. Бумажку легко порвать. А вот данные от души клятвы - нет. Как бы ни сложились обстоятельства - я люблю тебя».

Их вторая свадьба состоялась 10 октября 1975 года в Ботсване, в Африке, на берегу реки. Но и во втором их браке все повторилось с точностью до малейших деталей. Ричард по-прежнему пил и изменял Элизабет А она пила и скандалила с Ричардом. Только на этот раз они устали друг от друга еще быстрее. 1 августа 1976 года они официально развелись во второй раз. Теперь Элизабет и сама ощутила облегчение.

Одиночество было недолгим. С сенатором Джоном Уорнером Элизабет познакомилась на обеде в английском посольстве, который королева Великобритании устроила в честь двухсотлетия США. Элизабет в ту пору не имела ни мужа, ни любовника и вознамерилась было прийти со своим парикмахером, но посол лично предложил подыскать ей более достойное сопровождение.

Им оказался сорокадевятилетний Джон Уорнер. Бывший фермер, сделавший прекрасную карьеру в политике. Джон был хорош собой. безупречно воспитан, и хотя в нем не было той брутальности, которая привлекала Элизабет в мужчинах, она все же была очарована его манерами и тем, как восторженно он к ней относился.

Они стали встречаться. Однажды Уорнер пригласил актрису на свою ферму. Они гуляли по окрестностям, и туг разразилась гроза. Вместо того чтобы бежать к дому, Элизабет прямо под хлещущими с небес струями приникла к Джону и принялась его целовать.

«Мы просто легли на траву, обняли друг друга, промокшие до нитки, но объятые любовью. Это было сродни колдовству», - вспоминала потом актриса. Стоит ли говорить, что скоро она стала готовиться к очередной свадьбе. Брачная церемония состоялась 4 декабря 1976 года.

«Я всей душой люблю Джона. Кажется, мне еще не было так хорошо, я никогда так не радовалась тому, что влюблена». - со слезами на глазах говорила Элизабет. Джон подарил ей силосную башню, выкрашенную в голубой цвет, на которой приказал нарисовать огромное сердце и надпись: «Джон любит Элизабет».

Тейлор честно пыталась стать хорошей женой политика. Устраивала чаепития для избирателей. Приходила на его выступления. Перечитывала черновики его речей. Участвовала в благотворительности. Пожалуй, единственное, что ей нравилось, - это благотворительность. В этом она видела смысл. Все остальное нагоняло на нее скуку, но Элизабет держалась изо всех сил. Она хотела, чтобы этот брак стал для нее последним.

Планировала состариться рядом с этим мужчиной. «Наконец-то я обрела корни, и они крепко сидят в почве, - говорила она. - Мы выбрали себе место для погребения. По-моему, это просто очаровательно. Нас похоронят рядом друг с другом».
Элизабет сопровождала Джона во всех его поездках. За последние годы она сильно располнела: настолько сильно, что многие поклонники ее фильмов с трудом узнавали ее. «Всю свою жизнь мы мечтали выглядеть, как она, и вот теперь, слава Богу, наша мечта сбылась», - съязвила какая - то журналистка. Элизабет задевали шутки на тему ее внешности. Но с присущим ей апломбом актриса заявляла: «Я счастлива, всем удовлетворена и не собираюсь морить себя голодом, потому что моя полнота мне не мешает. Главное для Джона - иметь рядом с собой счастливую женщину, а не фотомодель». Джон поддерживал супругу как умел. К несчастью для него, Элизабет не сразу поняла, что не любит мужа, а все еще страдает не то по Бартону, не то по Тодду - по мужчинам, к которым были настоящие чувства. А в обществе Уорнера всего лишь спасается от одиночества.

Что стало рифом, о который разбилась очередная семейная лодка Тейлор? Скромность, к которой призывал Элизабет ее муж. Американский сенатор не может жить среди роскоши. Он должен быть близок к народу. И Джон Уорнер понемногу «закручивал гайки», требуя от Элизабет новых и новых жертв. Но, когда он предложил ей переселиться из особняка в городскую квартиру, актриса взорвалась:

«Я не позволю запихнуть меня в какую-то крысиную нору в Вирджинии», - злилась Элизабет. Ей нужно было место для хранения всех ее шуб и драгоценностей. Место для собак и для кошек. А еще - для секретаря, личного парикмахера, повара, горничной, массажиста... А Джон уговаривал ее отказаться от всех этих привилегий, необходимых для кинозвезды, но излишних для жены политика, которая не должна казаться избирателям слишком далекой и недоступной.

Но чем больше он старался доказать Элизабет, что она уже не звезда, а просто женщина, тем сильнее вскипал ее гнев, переплавляясь в ненависть. 28 октября 1981 года представитель пары сделал официальное сообщение о том. что Элизабет Тейлор и Уорнер приняли решение о раздельном проживании. «Лиз отправляет муженька №7 на свалку». - писали газеты.

Расставшись с Джоном, Элизабет предприняла еще одну попытку вернуть себе Ричарда Бартона. Они снова стали любовниками, и Элизабет считала, что если они уже женились дважды, то почему бы не сделать это в третий раз? Но Бартон не согласился. Он по-прежнему много пил, чувствовал себя усталым, и на такие приключения, как совместная жизнь с Тейлор, был просто неспособен.
Алкоголь медленно убивал его. Бартона перестали снимать, а потом пришел момент, когда он больше не мог играть в театре. И тогда запил еще сильнее, и предрекал: «Буду пить, пока не умру. Лиз переживет меня». Ричард скончался 5 августа 1984 года. Элизабет отчаянно горевала о нем и выразила желание быть рядом с ним похороненной.

Элизабет не сокрушалась о том. что кинематограф для нее потерян. Она жила в свое удовольствие: много ела и пила, время от времени садилась на диету или начинала бороться с алкоголизмом, но потом ей надоедало мучить себя, и она отказывалась от всяких ограничений. Правда, за время супружества с Уорнером она так увлеклась благотворительностью, что это стало своего рода хобби.

Причем, в отличие от большинства знаменитостей, которые просто украшают собой всевозможные мероприятия. во время которых собираются деньги для того или иного фонда. Элизабет могла просто снять с пальца кольцо с огромным бриллиантом или с шеи - роскошное колье, и выставить его на аукцион.

Так она распрощалась с многими дорогими ей вещами. Элизабет основала несколько благотворительных фондов. После того как от СПИДа умер ее друг, актер Рок Хадсон, она основала один из первых фондов борьбы с этой загадочной напастью. Именно на почве общего увлечения благотворительностью Тейлор подружилась с певцом Майклом Джексоном, который стал ее ближайшим другом.

В 1990 году Элизабет Тейлор легла в клинику, чтобы в очередной раз лечиться от алкоголизма. Там она познакомилась с Ларри Фортенски: простой водитель грузовика, он лечился от того же пристрастия. Ларри был моложе Элизабет на 20 лет. но своей брутальностью напоминал Тейлор ее любимых мужчин. Элизабет влюбилась. А Ларри влюбился в ее славу и деньги.

Впрочем. Элизабет готова была платить за то, чтобы за владет ь желанным мужчиной. Она согласилась подписать брачный контракт, согласно которому Ларри должен был получать миллион долларов за каждые пять лет совместной жизни с ней. Они поженились 6 октября 1991 года на ранчо Майкла Джексона. И через пять лет развелись, так что Ларри «заработал» всего один миллион долларов.

Элизабет старела. Она то и дело болела и ломала кости. Вскоре врачи разрешили ей перемещаться только в кресле-каталке. В 1997 году актрисе успешно удалили опухоль мозга. В 2002 году Тейлор прошла курс лечения от рака кожи. Ей также сделали операции по имплантации искусственных тазобедренных суставов обеих ног. В 2009 году Элизабет оперировали сердце. Внезапная смерть Майкла Джексона нанесла ей тяжелую душевную травму: актриса впала в депрессию и в очередной раз легла в больницу, не забыв упомянуть для журналистов, что в случае скорой кончины она хотела бы быть похороненной рядом с Джексоном.

Но она поправилась и вскоре даже удивила человечество заявлением о том. что она собирается в девятый раз выйти замуж: за сорокадевятилетнего Джейсона Уинтерса, менеджера певицы Джанет Джексон. Элизабет заявила, будто Джейсон добивался ее руки и сердца со дня ее последнего развода, то есть с 1996 года, и вот наконец она оценила его преданность. Тейлор уже не вставала из инвалидного кресла. Ярко накрашенная и одетая, уже совершенно не похожая на себя, она заявила, что они с Уинтерсом обручились. В желтой прессе с удовольствием смаковали это последнее безумие кинобогини.

Вскоре дети актрисы убедили ее сообщить общественности, что это всего лишь дружба. Однако знакомые считали, что это нечто большее чем дружба, по крайней мере, со стороны Элизабет. И если Уинтерс скрасил последние месяцы ее пребывания на земле - что ж, за это ему многое простится. По крайней мере, к своей кончине Элизабет пришла влюбленной и счастливой.

В феврале 2011 года Элизабет Тейлор с сердечным приступом была госпитализирована в свою любимую больницу Cedar-Sinai, где
с юности отдыхала от окружающего мира. На этот раз состояние актрисы было очень тяжелым. Прогнозы врачей были пессимистичны. Впрочем, в марте ее состояние улучшилось, и она принимала в палате друзей, в том числе и одного из бывших мужей - сенатора Джона Уорнера.

День ее рождения совпал с вручением премии «Оскар», и Элизабет, лежа в окружении бесчисленных букетов, с удовольствием смотрела телевизор: как вожделенную для всех кинематографистов фигурку вручают актрисам, которым никогда не снискать такой славы, какая была когда-то у нее.

Скончалась Элизабет Тейлор 23 марта 2011 года в окружении всех четверых своих детей. Похороны были закрытыми. Присутствовали только близкие друзья, дети, десять внуков и четверо правнуков Элизабет.

«Мисс Тейлор оставила инструкции: похороны должны начаться минимум на 15 минут позже, чем запланировано, - заявил агент актрисы. - При этом должно было прозвучать объявление: «Она желала опоздать даже на собственные похороны». Согласно тому же завещанию Тейлор похоронили на кладбище «Форест-Лоун» - там же, где покоится ее друг Майкл Джексон.

Поклонники не сразу получили доступ к могиле, но несколько дней подряд заваливали цветами, мягкими игрушками и записками звезду Элизабет Тейлор на Аллее Славы. И вспоминали ее жизнелюбие.

«Я много раз по-настоящему любила и совершила фантастическую карьеру в кино. - говорила Элизабет в одном из последних интервью. - Поэтому считаю себя очень удачливой актрисой и счастливой женщиной. Разве можно просить о большем?»

ЕЛЕНА ПРОКОФЬЕВА