Катрин Денев сама по себе настолько прекрасна, что фильм, где она играет, не должен даже рассказывать историю. Я уверен, что зритель будет счастлив лишь видеть лицо Катрин.
Франсуа Трюффо

Сама себе Пигмалион

Катрин Дорлеак появилась на свет хмурым дождливым утром 22 октября 1943 гола в оккупированном немцами Париже. В октябре 2010-го ей исполнилось 67, но она по-прежнему остается одной из красивейших актрис французского кино.

Она выросла на бульваре Мюрат в семье театральных актеров Мориса и Гене Дорлеак. Родители старались дать своим четырем дочерям блестящее образование и воситание, девочек обучали языкам, музыке, танцам и хорошим манерам.

На лето вся семья уезжала из Парижа. И сейчас Катрин чаще проводит время в своем загородном доме и саду, чем где-либо еще, и называет себя «сельской француженкой».

В детстве Катрин не была лидером, внешне выглядела робкой и послушной. Пожалуй, только отец понимал, какой темперамент и сильный характер скрывается за спокойствием его дочери.

В то время Катрин и не помышляла о кино, в отличие от своей старшей красавицы-сестры Франсуазы, которая была очень уверена в себе и грезила кинематографом.


Катрин же росла застенчивой и молчаливой, она старательно училась, любила рисовать и много читала. Но судьба не спрашивает, а выбирает...Гость семьи Дорлеак, режиссер Андрэ Юннебэль пригласил темноволосую пятнадцатилетнюю девчушку сняться в массовке своего фильма «Котята», и Катрин приняла предложение только потому, что там играла ее обожаемая Франсуаза.

Это потом, а пока ей 17, и она знакомится с режиссером Роже Вадимом. Мэтра потрясла и красота девушки, и то, что за ней угадывалось, - сильный внутренний стержень. Мастер, зажегший не одну звезду, стал снимать Денев в своих фильмах («Сатана там правит бал», «Порок и добродетель»), где ей доставались роли соблазнительниц.

Но эйфория и окрепшая было уверенность в себе у Катрин быстро растаяли. Вероятно, Вадим хотел сделать из Катрин новую Б. Бардо.

В очередной раз он сотворил секс-символ, но не стал Пигмалионом для строптивой Галатеи. Гордячка Катрин предпочла выбрать собственный путь. То, что из нее лепил Роже Вадим, было ей чуждым.

Да, она перекрасилась в блондинку, как он велел, но не желала становиться новой бэби-долл. Несмотря на рождение сына Кристиана и перспективы, которые открывал перед ней союз с самым бренловым режиссером Франции, она ушла от него.

20-летняя Катрин, на которой уже лежала ответственность за ребенка, отвергла обеспеченную жизнь с богатым и знаменитым любовником, который к тому же был готов жениться, и пустилась в одиночное плавание.

Отвечая на бесконечные вопросы прессы «почему?», она говорила: «Я сама себе Пигмалион. Роже стремился всех актрис подогнать под стереотип Брижит Бардо. Наши с ним картины успеха практически не имели».

Возможно, в любви режиссеру тоже нужна была вторая Брижит?... Как бы там ни было, Денев и Вадим расстались, но судьба, решившая во что бы то ни стало вывести девицу Дорлеак в большое кино, вновь отправила ее в нужное место и в нужный час. Разочарование в любви компенсировалось бешеным успехом Катрин в кино. Судьбоносная встреча с режиссером Жаком Дэми закончилась приглашением на главную роль в «Шербургские зонтики».

Фильм получил Золотую Пальмовую ветвь на Каннском фестивале в 1964 голу. И это был настоящий триумф. Но подарки небес на этом не закончились - мужчина, в которого Катрин страстно влюбилась, мечтал только об одном: повести возлюбленную под венец. Это был модный английский фотограф Дэвид Бейли. Наконец-то она нашла свое счастье.

Что на дне сумочки?

Муж сразу же ввел Катрин Денев в свой круг. Она стала частью сообщества режиссеров «новой волны» -Романа Полански, Луиса Бунюэля, Франсуа Трюффо, Клода Лелуша... Они приглашают Катрин сниматься в своих картинах.

Роли в фильмах «Отвращение», «Дневная красавица», «Тристана» стали для нее этапными. Но чем удачнее складывалась карьера, тем хуже обстояло с личной жизнью. Супруги продолжали жить каждый своей жизнью «и так мало проводили времени вместе, что иного решения, кроме расставания, быть не могло», - скажет потом Катрин Денев.

Дэвид жил в Лондоне, а Катрин разрывалась между двумя столицами, Лондоном и Парижем, где она снималась и где жил ее сын Кристиан. Ее первый и последний брак просуществовал три года.

«Я всегда верила, что только мужчина, который находится рядом с тобой, может решить все твои проблемы и развеять сомнения. Со мной же все происходило иначе». Что ж, не она первая и не она последняя, для кого обман этих, в общем-то, химерных ожиданий - веская причина для развода.

«Похоже, жизнь устраивала мне бесконечный экзамен, который я пыталась выдержать, желая выстроить ее так, как считала нужным сама». Перфекционистка и максималистка - сказал бы психолог. Она стала жестче и холоднее, преодолевая собственные слабости и комплексы.

Представить, каково ей было сниматься в фильме Бунюэля «Дневная красавица», где ее героиня втайне от мужа работает в борделе, позволяя своим клиентам воплощать любые эротические фантазии, можно по одной фразе Катрин Денев:

«Я чрезвычайно стеснительна. Вы даже не можете представить, до какой степени. НИКОГДА НЕ МОГЛА ПРЕДСТАВИТЬ, ЧТО КТО-ТО МОЖЕТ ЗАГЛЯНУТЬ В МОЮ СУМОЧКУ»... Там за подкладкой спрятаны ее неуверенность и страхи и все то, что она скрывает под маской «снежной королевы».

Она пыталась было оправдаться: *Я выгляжу холодной, потому что блондинка, и у меня не слишком подвижная мимика. На самом деле я человек страстей»... Как будто стремясь кому-то что-то доказать, Катрин Денев бросается с головой в омут романа с режиссером Франсуа Трюффо.

Спустя два года она объявила ему, что между ними все кончено, и улетела в Америку, чтобы сняться в фильме «Апрельские безумства». И вновь триумф! Критика сравнивала Катрин с Гретой Гарбо, а обозреватель «News Week» написал: «Французские актрисы, как французское вино, - нетранспортабельны.Кроме Катрин Денев»...



Она вернулась в Европу - актриса, ставшая знаменитостью и по ту сторону океана. А на родине ее ждала уже новая работа. И - этого она еще не знала - новая любовь. Об этом романе вскоре заговорил весь мир.

«Это случается только с другими»

На съемочной площадке фильма с одноименным названием творилось что-то невообразимое. Знаменитый на весь мир итальянец Марчелло Мастроянни и Катрин Ленев закружились в сумасшедшем любовном танго.

В танце, замешанном на жгучей смеси страсти и разочарования, они провели несколько лет. Яркий, громкий, удивительно жизнерадостный Мастроянни любил широко, размашисто и щедро.

Романтические встречи в Риме, Париже, Ницце... Это было время шумных застолий, бесконечных вечеринок и любовных свиданий. Марчелло уговаривал ее меньше работать и чаше отдыхать. Подарил Катрин роскошную виллу в Ницце, а она в ответ вручила ему ключи от шикарного авто.

«Что же мне дарить тебе, когда ты мне родишь ребенка?» - спросил он свою возлюбленную. Та ничего не ответила, а через год родила дочь Кьяру. И отказалась выходить замуж за Марчелло.

«У тебя уже есть жена», - сказала она. Так они и жили. Мастроянни неделю проводил в Риме, неделю -в Париже, пока однажды не услышал: «Наши отношения себя исчерпали. Прости и прощай».

Действительно ли чувства умерли? «Порой мне кажется, что любовь - это сплошная боль.

Трагическая гибель самого родного человека, сестры Франсуазы, стала для меня кошмарным откровением: когда-нибудь любовь обязательно умрет. Страх потерять близких превратился для меня в неизлечимую фобию.

С тех пор я никому не отдавала свое сердце. Не обладая - не теряешь», - сознается Денев однажды под напором журналистов. Красивую любовную историю этой пары обсуждало едва не полпланеты, и репортеры толпами осаждали и Денев, и Мастроянни...

Она поступила так, как поступала всегда. Маленькая девочка, потрясенная смертью сестры, взрослела, но наотрез


отказывалась расставаться с детской спасительной мыслью: раз любовь может уйти, надо всегда играть на опережение. Катрин Денев, оказывается, никогда не знала, что такое настоящая свобода в отношениях. Как тяжело жить человеку, запертому в клетке собственных психологических табу! И ни разу не попытаться подышать полной грудью... Сидя на дне колодца, ты видишь только часть неба, но не весь горизонт.

Итак, Марчелло Мастроянни уехал, а Денев иногда продолжала приходить в Латинский квартал Парижа, где они жили вместе, чтобы в одиночестве (черный парик и солнцезащитные очки изменяли внешность Катрин) побродить по узеньким улочкам.

О превратностях любви она могла поговорить только со своим лучшим другом Жераром Депардье: «О любви я любила говорить только с Депардье. Мы осушили все запасы красного сухого вина в его погребе. И болтали, сидя на балконе, сутки напролет.

Конечно, в это никто не поверит, но тогда я поняла, что настоящая дружба -это и есть любовь. Между нами крепкая мужская дружба. А больше вы все равно ничего не узнаете», - говорила Денев журналистам. Депардье в свою очередь выразился очень оригинально: « Катрин - мужчина, которым я хотел бы стать»...

Мадемуазель

Катрин Денев больше никогда не выходила замуж. С годами она потребовала называть себя «мадемуазель» и позволила себе заводить романы с кем хочется и когда хочется.


«Я очень рано почувствовала ответственность за себя. Я ушла от родителей, родила ребенка, когда мне не было и 20 лет. И теперь, когда мои дети выросли, для меня, наконец, наступила настоящая юность, которой не было в то время, когда ей положено быть. У меня все вышло шиворот-навыворот».


«Почему вы настолько против слова «мадам»? -спрашивают журналисты. - «Мне кажется, приставка мадам, как лишняя морщина: делает тебя старше сразу лет на десять», - отвечает она.


Давно сошли с дистанции те, с кем она начинав работать в кино, а Катрин Денев по-прежнему «в топе».


«Я родила и воспитала двоих детей, не будучи замужем и не прерывая работы в кино», - гордится собой актриса.

С понедельника по пятницу она живет в Париже, а уикенд проводит в загородном доме. Она не любит загорать, так как ультрафиолет старит кожу. По этой же причине не злоупотребляет макияжем. Вопреки неписаному французскому закону не пьет за обедом вина, оставляя это удовольствие на вечер. Выпивает за день очень много кофе («божественный напиток»!) и курит как паровоз («если брошу, сразу же поправлюсь»).

«В душе я мечтательница. Да и в жизни тоже. Знаю, что внешность моя говорит совсем о другом. Но у меня не возникает желания разубеждать людей в том, что я совсем не такая, какой кажусь», - говорит она.

Катрин Денев - лимонное деревце

Во Франции Катрин Денев называют «ледяной девой». Такая же загадочная, как бутон розы, сама себя она сравнивает с лимонным деревом. Возможно, потому, что, как и этому деревцу, ей необходимы уход и особые условия для творчества. Лимонное дерево и Катрин Денев - эгоисты. Дерево плодоносит только тогда, когда есть солнце, влага и доброе отношение.

«У тебя уже есть жена», - сказала она. Так они и жили. Мастроянни неделю проводил в Риме, неделю -в Париже, пока однажды не услышал: «Наши отношения себя исчерпали. Прости и прощай».

Действительно ли чувства умерли? «Порой мне кажется, что любовь - это сплошная боль.

Актриса говорит только тогда, когда сама решает, подходит ли ей роль. Франсуаза Саган как-то сказала о ней: «Я никогда не слышала, чтобы она говорила о своем искусстве со слезами в голосе, никогда не видела ее в переднике у плиты, помешивающей бешамель. В ней нет ни глупости, ни слабости, ни злости, ни презрительности».

Одно достоинство и сдержанность. Режиссер Роже Вадим, все жены которого становились кинозвездами, писал: «Она была создана, чтобы властвовать, и была убеждена, что всегда права.

Лишь в редкие минуты растерянности она казалась существом слабым и уязвимым».
Она умна, не лишена чувственности и юмора, поэтому так легко было попасть под ее обаяние, прежде чем становилось понятно, что надо всегда говорить «да».

«Вы счастливы?» — спросил один журналист Катрин Денев. - «Вовсе нет. Я была счастлива 45 лет назад, когда снималась в «Шербургских зонтиках». А сейчас я просто люблю жизнь».

Источник статьи: журнал "Интервью" сентябрь 2010 г.